Приамурское государственное образование, с 23 июля 1922 Приамурский земский край — государственное образование, существовавшее с 26 мая 1921 года по конец октября 1922 года на части территории бывшей Приморской области Российской империи, номинально принадлежавшей Дальневосточной Республике.
Неспособность справиться с набирающим силу партизанским движением, а также поражения, нанесённые подчинённым Временному Приамурскому правительству войскам Народно-Революционной армией Дальневосточной Республики под Хабаровском зимой и весной 1922 года, привели летом 1922 года к отставке меркуловского правительства и переходу реальной власти к генералу М. К. Дитерихсу, объединившему посты главы правительства и главнокомандующего и провозглашённому 23 июля 1922 года Правителем Приамурского государственного образования. Своим указом за № 1 Дитерихс переименовал Приамурское государственное образование в Приамурский земский край, а армию — в Земскую рать.
С 10 июля по 28 июля 1922 во Владивостоке состоялся Приамурский Земский Собор, избравший генерала Дитерихса правителем Приамурского края. В принесенной присяге он обещал «дать ответ за всё учиненное по долгу Правителя перед Русским Царем и Русской землей».
Земский Приамурский Край был последним оплотом белого движения в России и ликвидирован в октябре 1922 г.
Финансовая политика властей южного Приморья в течение почти полутора лет основывалась на распродаже грузов и других государственных ценностей; на усилении налогового пресса и использовании естественных богатств Приморья, сдачей их в концессию, на неплатеже жалования своим служащим и рабочим. Кроме того, были попытки и получение сумм от фактического хозяина края — японского командования, но последнее проявляло достаточную скупость и деньги всегда имели специальное назначение.
Грузы, как казенные, так и хранившиеся на таможне, составили основу финансовой политики Приамурского правительства. Денежные поступление акциза, налогов, пошлин ввозных и вывозных также выражались в значительных суммах.
Правда, поступления налогов имели место лишь по г. Благовещенску и отчасти Никольск-Уссурийску, но центр тяжести доходной статьи был перенесен на акциз и вывозную пошлину. В отмену постановлений прежней власти, новая предоставила почти полную свободу вывоза, так как вся политика её, была направлена не к урегулированию хозяйственной жизни края, а к получению доходов с чего бы то ни было и в каких бы то ни было суммах. В этих целях в срочном порядке с первых же месяцев в своего существования новая власть приступила к сдаче в аренду иностранцам (фактически японцам) на концессионных началах земельных и лесных участков, вне зависимости от их места расположения.
Оригинальной мерой на пути укрепления финансов явилось разрешение макосеяния, обложение особым налогом посевной десятины мака и установление монополии на опиум: его производство, торговлю им и его вывоз. Выдавались особые разрешения на право содержать опиекурильни и был введен институт — инспекции по делам опиума.
Несмотря на протесты Китая, нововведение продолжалось и давало Приамурскому правительству постоянный источник дохода.
Но самым значительным доходом казны явилась недовыплата содержания своим служащим. Недовыплата носила не случайный, а систематический характер, общая политическая обстановка и общая коммерческая депрессия не давали выхода настроению служащих и рабочих, а правительство, пользуясь этим, позволяло себе то, что не могло позволить ни одно из предшествовавших правительств.
Денежный оборот в крае сократился до минимума — сельское население через кооперативы и частных торговцев перешло на товарообменный способ торгового объединения, почти совсем обходилось без денежного знака; городское же население перешло или на пользование иеной или на сохранившемся в обороте остаткам биллонного серебра или появившегося в Приморье в довольно большом количестве банкового серебра — российской монеты в 1 рубль и в 50 копеек. Спрос на эту монету был настолько велик, что на протяжении всего 1922 г. она котировалась во Владивостоке не ниже 1 иены 3 сен за рубль, в то время как в Харбине стоимость 1 рубля банковым серебром не превышала 1 иены 1 сены, а бюллетени биржи в Харбине не отмечали курс дороже 99 сен или 1 иены за 1 рубль.
С января 1922 г. Владивостокское Казначейство, за отсутствием средств, почти полностью отказывалось в оплате казенных ассигновок. В связи с этим на последние установился отрицательный лаж и они котировались на рынке с уценкой, доходившей до 25-3G56.1
Полное отсутствие средств, а также и денежных знаков, привели к тому, что Приамурское правительство решило провести эмиссии бумажных денежных знаков. Финансово-экономическое
ведомство выработало свой проект выпуска обязательств на сумму 50 тыс. рублей к концу июня 1922 г. Правительство одобрило выработанный проект, но осуществление его было задержано июньским политическим кризисом.
8 июля 1922 г. Приамурское правительство все же издало Указ по Управлению финансово-экономическим ведомством за № 165 "О выпуске краткосрочных беспроцентных обязательств Государственного Казначейства" на общую сумму 3600000 золотых рублей.
Указу этому не суждено было осуществиться — 8 августа 1922 г. Временное Приамурское Правительство уступило свою власть Верховному Правителе Земского Приамурского Края генерал-лейтенанту М.К.Дитерихсу.
Верховному Правителю был предоставлен доклад о необходимости отмены Указа №165: "Предполагаемым к выпуску, бонам из упомянутого закона, обязательствам, присвоены функции денежных: знаков, что знаменует собой возрождение бумажно денежного обращения, которое влечет за собою глубоко-отрицательные последствия, однако, неизбежные при бумажно-денежном обращений последствия в виде неустойчивого курса этих денег и быстрого затем их обесценивания.
Выпуск этих обязательств грозит совершенно разрушить с большими трудностями достигнутое ныне бюджетное равновесие при исчислении коего за основание принималась твердая денежная единица — золотой рубль, так как учетный процент обязательств явится той брешью в земском краевом бюджете, заполнить каковую не предвидится возможным.
Выпускаемые обязательства имеют: во-первых — ограниченный круг хождения, и во-вторых — будучи обязательны к приему лишь служащими, рабочими и воинскими чинами по номинальной цене, независимо от рыночной стоимости их на денежном рынке имеют в отношении к последней группе лиц, т.е. служилого люда принудительный курс.
Указанная ограниченность хождения этих денег будет способствовать неуклонному падению их курса. В то же время едва ли возможно сомневаться, что среди поставщиков не найдутся желающие заключать договора с казной на условиях обязательного расчета с ними новыми деньгами и, таким образом, все отрицательные стороны этих денежных знаков вынуждены будут нести на себе лишь служилый, военный и гражданские классы, при и» сообщение принудительного курса выпускаемым обязательствам лишь в отношении к последней указанной группе лиц — должно рассматриваться не иначе, как намеренное принудительное отчуждение казной части заработка у своих служащих.
Дальнейшим следствием выпуска в обращение обязательств явится: а) сокращение до крайности наличных поступлений в казну и значительное возрастание в то же время задолженности Казначейства (до десяти миллионов рублей), каковой долг для экономически оскудевшего края является почти непосильным, б) крайние затруднения для местной торговли, так или иначе рассчитанной на обслуживание нужд служилого класса и обречение последнего на полуголодное существование.
В виду высказанных соображений и признавая, что настоящей, крайне ответственный момент реконструкции власти является совершенно не подходящим для выпуска каких бы то ни было денежных знаков, а тем более таких, обесценивание коих в самый краткий срок является неизбежным, а разно считаясь с тем, что выпуск обязательств нисколько не облегчит Государственное казначейство, а создаст лишь весьма значительное возбуждение ; недовольство в широких кругах населения и, главным образом, среди служилого класса, я полагал бы со своей стороны необходимым прекратить печатание упомянутых обязательств и нарушить договор с контрагентом Горевым, принявшим на себя работу по их изготовлению.
Доклад Н.М.Дмитриева — Управляющего Финансово-Промышленным Ведомством в августе 1922 г. был одобрен Верховным Правителем; предполагавшаяся эмиссия была признана несвоевременной и приостановлена, хотя, формально, сам указ отменен не был.
Денежное обращение фактически основывалось на японском, денежном знаке, хотя формально основной единицей был золотой рубль. Недостаток золотой монеты, банковского и биллонного серебра узаконивал хождение банкнот японских банков. Но для удобства расчетов ощущалась настоятельная потребность в мелких разменных знаках.
Приостановив выпуск краткосрочных обязательств, правительство Верховного Правителя в августе 1922 г. решило все же произвести выпуск разменных знаков.
Сумма выпуска определена была в 50.000 золотых рублей. Особого закона о выпуске издавать не предполагалось и последний должен был быть произведен в порядке ранее представленного Госбанку эмиссионного права. Выпускавшиеся разменные знаки обеспечивались особым золотым фондом и подлежали обмену на золото или серебро (по курсу дня), по представлению их на сумму один или пять рублей.
Куре золотого рубля в сентябре 1922 г. был равен I рублю банковским серебром или 1,13 иены.
Предполагалось выпустить разменные знаки купюрами в 1,5, 10 копеек золотом. В первую очередь приступили к печатанию купюр в 1 и 5 копеек золотом. На лицевой стороне этих знаков было указано достоинство их — одна или пять копеек золотом и было напечатано "разменивается незамедлительно в кассах Госбанка и Казначейства на звонкую монету". На обороте был изображен государственный герб — орел прежнего императорского образца и три начальные буквы — наименование государства — "З.П.К.", т.е. "Земский Приамурский Край". Цвет знаков: достоинством в 5 копеек золотом — голубовато-серый с синим гербом и достоинством в I копейку золотом — светло-желтый с синим гербом.
Октябрьские события 1922 г. не позволили осуществить выпуск заготовляемых знаков и они в обращений не были.