1 декабря 1901 года в Петербурге образовалось первое вегетарианское общество в России, называли его в шутку: "Ни рыба, ни мясо". Общество возглавил Александр Петрович Зеленков, доктор медицины, хирург. Его супруга в 1913 году выпустила первую вегетарианскую поваренную книгу с названием «Я никого не ем». В книге было триста шестьдесят пять вариантов меню. Общество стало выпускать печатный журнал "Вегетарианский вестник" в 1904 году.
Позже появились и столовые, в 24 городах империи: в Москве их было 6, Питере — 5, в Киеве 7 столовых.
Корней Иванович Чуковский описывал, как Илья Репин завел его в такое экзотическое заведение: «Там приходилось подолгу простаивать в очереди и за хлебом, и за посудой, и за какими-то жестяными талонами… Главными приманками в этой вегетарианской столовке были гороховые котлеты, капуста, картошка. Обед из двух блюд стоил тридцать копеек».
Сам Репин, конечно, был в полном восторге: «Порядок столовой образцовый; в передней гардеробным не велено ничего платить. И это имеет серьезный смысл, ввиду особого наплыва сюда недостаточного студенчества… Стены всех комнат увешаны фотографическими портретами Льва Толстого, разных величин и в разных поворотах и позах. А в самом конце комнат, направо – в читальной висит огромный портрет Л. Н. Толстого в натуральную величину на сером, в яблоках коне, едущего по яснополянскому лесу… Выбор кушаний вполне достаточен, но не это главное; а то, что кушанья, чтобы вы не взяли, так вкусны, свежи, питательны, что невольно срывается с языка: да ведь это – объяденье!»
Москва стала центром вегетарианства в 1909 годы, когда основано "Московское вегетарианское общество", просуществовавшее до 1929 года.
В первое послереволюционное время вегетарианство продолжало пользоваться популярностью. Действовали старые столовые, даже открылась одна новая – в особняке на Петровке. Называлась она «Отдохни от мяса». Именно сюда захаживали молодожены Калачевы, герои романа Ильфа и Петрова «Двенадцать стульев».
Но постепенно на вегетарианев стали поглядывать подозрительно. Не удивительно, ведь подозрение вызывало все, что хотя бы как-то выделялось из общих незамысловатых трендов. Столовки стали переименовывать в «диететические» (так тогда писалось это слово), а затем и вовсе закрывать или душить арендной платой. Общества – упразднять, их активистов – арестовывать. После вегетарианство запретили как вредную и неподходящую советскому человеку пищу.
В 1951 году, в седьмом томе второго издания Большой Советской энциклопедии «Вариолоид – Вибратор» было официально заявлено: «Вегетарианство, основанное на ложных гипотезах и идеях, в Советском Союзе не имеет приверженцев».