Марка «Дирижабль «Альбатрос» 1910» из серии « Дирижабли», была выпущена 18 июля 1991 года. Тираж: 4 800 000 штук. Художник: Р. Стрельников.
Фоновый рисунок – боевые самолёты и повозка близ Перемышля (район боевых действий в годы первой мировой войны).
«Альбатрос» — дирижабль Российской империи мягкой конструкции. Был построен в 1913 году. Участвовал в Первой мировой войне, совершив несколько боевых вылетов. Потерпел крушение 13 октября 1914 года при экстренной посадке.
В 1911 году на Ижорском заводе заложили строительство дирижабля объёмом 9600 м3.
Его постройка была закончена осенью 1913 года. Это был наиболее совершенный дирижабль из всех построенных на русских заводах. Он имел длину 77 м, высоту 22 м и максимальный диаметр 14,8 м, развивал скорость до 68 км/ч. Максимальная высота подъёма достигала 2400 м, а продолжительность полёта — 20 ч. Силовая установка состояла из двух двигателей фирмы «Клеман-Байяр» мощностью по 118 кВт (150 л. с.) и имели привод на два винта диаметром по 4,75 метра. Авторами проекта «Альбатроса» были Б. В. Голубов и Д. С. Сухаржевский. Несущий газ — водород — размещался в двух баллонетах по 1200 м³. Оболочка воздушного судна покрывалась алюминием, что позволило уменьшить нагреваемость газа и служило маскировкой.
Вооружение дирижабля, согласно техническим требованиям 1912 года, состояло из трёх пулемётов «Максим» с боекомплектом 3000 патронов. На испытаниях по стрельбе из пулемётов «Мадсен» был показан хороший результат: попадания при стрельбе с дистанции 600 метров составили 73,8 %. Корабль также был оборудован бомбодержателями.
Хотя «Альбатрос» не превосходил французские дирижабли своего класса, он представлял собой самый удачный образец управляемого аэростата в группе созданных на российских предприятиях до 1914 года. Длина дирижабля 77 м, высота – 22 м, ширина оболочки – 15,5 м, объем – 1000 куб. м. Дирижабль был рассчитан на 7 пассажиров. Согласно решению Воздухоплавательного комитета Главного инженерного управления, аппарат был вооружен двумя пулеметами системы «Максим» с тремя тысячами патронов на каждом.
Несмотря на радужные перспективы, первый «Альбатрос», собранный осенью 1912 года в деревне Сализи, просуществовал недолго: после одного из пробных полетов, двойная прорезиненная оболочка дирижабля лопнула, и ее пришлось заменить тройной, покрытой тонким слоем алюминия. Обновленному дирижаблю решено было дать новое имя – «Альбатрос-2». Но специалисты продолжали называть его «Альбатросом». 12 июня 1913 года новый «Альбатрос» совершил свой первый пробный полет. А 22 июня он уже принимал участие в авиационном празднике в Гатчине. Во время возвращения с праздника в эллинг в Сализи дирижабль радостно приветствовали на аэропланах летчики, фотографировали его. Фотографии опубликовали. В августе на дирижабле испытывали оборудование радиотелеграфной станции. Переговоры с Ревелем прошли удачно. Затем дирижабль успешно прошел испытания на скорость. А 12 сентября «Альбатрос» совершил ответственный полет на продолжительность и высоту: за 12 часов преодолел 600 верст, при этом в течение 3 часов находился на высоте 1500 м, ориентируясь в облаках по компасу. Итак, 28 сентября 1913 года военным ведомством были завершены приемные испытания управляемого аэростата «Альбатрос». Ижорскому заводу присудили премию «за показанную аэростатом скорость на один метр свыше контрактной». Курсанты Офицерской воздухоплавательной школы стали проводить на дирижабле тренировочные полеты с опытными стрельбами.
В мае 1914 года на дирижабле заменили выработавшие ресурс двигатели «Клеман-Баярд» более надежными – системы «Дансет-Жиле». На Дальнем Востоке приступили к строительству эллинга для «Альбатроса». Однако с началом военных действий было принято решение об отправке дирижабля на фронт. Способность развивать высокую скорость (68 км/час), достаточный потолок подъема (1600 м), мощные двигатели (280 л.с.), большая полезная нагрузка (3530 кг), а также алюминированная оболочка, создающая не только дополнительную защиту от солнечных лучей, но и маскировку в небе, – все это позволяло использовать аппарат в качестве разведчика и бомбардировщика. Командиру корабля подполковнику Голубову было приказано подготовить дирижабль к перелету сначала в Лиду, затем на передовую базу в Белосток. Аппарат долетел без происшествий, преодолев за 12 часов около 780 км. Но дальнейшая судьба дирижабля печальна.
Летом 1914 года, осуществляя по приказу штаба Северо-Западного фронта ночную бомбардировку подъездных путей к Осовцу, аппарат ошибочно был обстрелян оружейным огнем из своих же позиций. С множеством пробоин его решено было перебазировать в Брест-Литовск. И хотя по завершении ремонтных работ в середине сентября 1914 года дирижабль вернулся в Белосток, прослужил недолго: 13 октября, в один из вылетов в качестве разведчика, в 40 км от линии фронта плохие погодные условия спровоцировали аварийную ситуацию. Исправление повреждений в полевых условиях оказалось невозможным, аппарат пришлось разобрать.