Марка «Плавание Беренга» из серии «Советский Дальний Восток» была выпущена 25 декабря 1966 года. Тираж: 4 000 000 штук. Художник: Л. Шаров.
На на одной половине марки изображена контурная карта и отмечен путь, проделанный Камчатской экспедицией Витуса Беринга (1733-1743 годов), на другой — пакетбот «Святой Пётр» плывущий к Командорским островам, которые были впервые нанесены на карту в 1741 году.
Экспедицию отряда, которым руководил Витус Беринг, нередко называют непосредственно «Второй камчатской экспедицией». Перед этим отрядом ставилась задача отыскания пути в Северную Америку и островов в северной части Тихого океана.
К лету 1740 года — в Охотске под руководством корабельных мастеров Козьмина и Рогачёва были построены два пакетбота («Святой Пётр» и «Святой Павел»), предназначенные для отряда. В сентябре того же года корабли под командованием Беринга («Святой Пётр») и Алексея Чирикова («Святой Павел») перешли к берегам Камчатки, потеряв в ходе плавания во время шторма часть продовольствия. В Авачинской бухте на Камчатке членами отряда был заложен острог, позже выросший в город Петропавловск-Камчатский.
4 июня 1741 года — пакетботы «Святой Пётр» и «Святой Павел» направились к берегам Северной Америки. В самом начале плавания корабли потеряли друг друга в сильном тумане и действовали раздельно.
«Святой Пётр» достиг южного побережья Аляски 17 июля в районе хребта Святого Ильи. К тому времени Беринг уже плохо себя чувствовал, поэтому он даже не высадился на берег, к которому шёл столько лет. В районе острова Каяк команда ступила на американскую землю, пополнила запасы пресной воды, и судно стало продвигаться на юго-запад, время от времени отмечая к северу отдельные острова (Монтагью, Кадьяк, Туманный) и группы островов. Продвижение против встречного ветра было очень медленным, моряки один за другим заболевали цингой, на судне испытывали нехватку пресной воды.
В конце августа «Святой Пётр» в последний раз подошёл к одному из островов, где судно оставалось неделю и где произошла первая встреча с местными жителями — алеутами. На острове был похоронен первый моряк экспедиции, умерший от цинги, Никита Шумагин, в память которого Беринг назвал эти острова.
6 сентября — «Святой Пётр» направился прямо на запад через открытое море, вдоль гряды Алеутских островов. В штормовую погоду пакетбот носило по морю, как щепку. Беринг уже был слишком болен, чтобы управлять кораблём. Наконец через два месяца, 4 ноября, с судна заметили высокие горы, покрытые снегом. К этому времени пакетбот практически был неуправляем и плыл «как кусок мёртвого дерева». Моряки надеялись, что они достигли берегов Камчатки. На самом же деле это был лишь один из островов архипелага, который впоследствии назовут Командорскими островами. «Святой Пётр» бросил якорь недалеко от берега, но ударом волны корабль сорвало и перебросило через рифы в глубокую бухту у берега, где волнение не было таким сильным. Это была первая счастливая случайность за всё время плавания. Воспользовавшись ею, команде удалось перевезти на берег больных, остатки провизии и снаряжения.
Другой большой удачей было открытие входившим в состав экспедиции Георгом Стеллером многочисленных стад морских коров, чьё мясо помогло многим морякам пережить зиму.
К бухте примыкала долина, окружённая невысокими горами, уже покрытыми снегом. По долине пробегала небольшая речка с кристально чистой водой. Зимовать пришлось в землянках, накрытых брезентом. Из команды в 75 человек сразу после кораблекрушения и в течение зимы умерло тридцать моряков. Сам капитан-командор Беринг скончался 6 декабря 1741 года. Позднее этот остров будет назван в его честь.
Оставшихся в живых моряков возглавил старший помощник Беринга, швед Свен Ваксель. Пережив зимние бури и землетрясения, команда смогла дотянуть до лета 1742 года. Им опять-таки повезло, что на западном берегу оказалось много выброшенного волнами камчатского леса и обломков дерева, которые можно было использовать как топливо. Кроме того, на острове можно было охотиться на песцов, каланов, морских коров, а с приходом весны — на морских котиков. Охота на этих зверей была очень лёгкой, потому что они совершенно не боялись человека.
Весной 1742 года — было начато строительство небольшого одномачтового судна из остатков полуразрушенного «Святого Петра». И опять команде повезло — несмотря на то, что все три корабельных плотника умерли от цинги, а среди морских офицеров специалиста по судостроению не оказалось, бригаду корабелов возглавил казак Савва Стародубцев, судостроитель-самоучка, который во время строительства экспедиционных пакетботов в Охотске работал простым рабочим, а позднее был взят в команду. К концу лета новый «Святой Пётр» был спущен на воду. Он имел гораздо меньшие размеры: длина по килю — 11 метров, ширина — менее 4 метров.
Оставшиеся в живых 46 человек в страшной тесноте вышли в море в середине августа, и уже через четыре дня достигли побережья Камчатки, а ещё через девять дней, 26 августа 1742 года, вышли к Петропавловску.
За свой, без преувеличения, подвиг, Савва Стародубцев был награждён званием сына боярского. Новый гукор «Святой Пётр» ходил в море ещё 12 лет, до 1755 года, а сам Стародубцев, освоив профессию кораблестроителя, построил ещё несколько кораблей.