Марка с купоном «Парад на Красной площади» из серии «Советская живопись» была выпущена 22 июля 1975 года. Тираж: 7 300 000 штук. Художники: И. Мартынов.
На марке изображена репродукция картины Константина Федоровича Юона «Парад на Красной Площади 7 ноября 41-го года» 1949 года.
Военный парад на Красной площади 7 ноября был традицией и главным событием празднования годовщины революции. Но в 1941 году, когда немецко-фашистские войска стремительно продвигались по территории Советского Союза, было не до парада.
Конец октября — начало ноября 1941-го были, пожалуй, самыми тяжелыми днями войны для столицы. Шла эвакуация промышленных предприятий, минировались мосты и заводы, враг был в 70–100 километрах от центра города.
Решение о проведении парада принималось на совещании с участием членов политбюро и военачальников 28 октября. Сначала, когда было предложено провести военный парад, все замолчали, но после паузы прозвучало единодушное «Да, конечно, это поднимет дух войск и тыла!». Подготовка к торжественному маршу началась.
По расчетам военных, парад должен был продлиться один час одну минуту 20 секунд.
К 08:00 (в целях безопасности было решено перенести начало на час раньше) всю территорию от Москворецкого моста до здания Исторического музея заполнили войска. В параде участвовали 28 467 человек (пехотинцев, кавалеристов, стрелков и пулеметчиков, артиллеристов, танкистов, ополченцев). Из техники были представлены 296 пулеметов, 18 минометов, 12 зенитных пулеметов, 12 малокалиберных и 128 орудий средней и большой мощности и 160 танков (70 БТ-7, 48 Т-60, 40 Т-34, два КВ).
Планировалось участие 300 самолетов, но из-за сильного снегопада и пурги воздушную часть пришлось отменить.
Все были готовы к любому повороту событий. На случай бомбардировки Красной площади дежурили 35 медицинских постов, в их распоряжении были санитарные автомобили, пять восстановительных бригад, 15 пожарных и других специальных автомашин для работы при разрушении зданий, газовых и электрических сетей, возникновении пожаров.
Открыли парад курсанты 1-го Московского краснознаменного артиллерийского училища имени Л.Б. Красина под звуки марша С.А. Чернецкого «Парад», конница прошла под мелодию «Кавалерийская рысь».
Радиотрансляцию с Красной площади слышал весь мир, репортаж вел известный советский радиокомментатор и журналист Вадим Синявский.
Гитлер включил приемник и, как свидетельствуют историки, пришел в неописуемую ярость. Он бросился к телефону и потребовал соединить его с командующим ближайшей к Москве бомбардировочной эскадрой: «Даю вам час для искупления вины. Парад нужно разбомбить во что бы то ни стало. Немедленно вылетайте всем вашим соединением. Ведите его сами. Лично!»
До Москвы не долетел ни один бомбардировщик. Как сообщали на следующий день, на рубежах города силами 6-го истребительного корпуса и зенитчиками противовоздушной обороны Москвы было сбито 34 немецких самолета.