Все копейки от 1547 до 2017 года

1 Копейка 1759 год.
(Красный монетный двор).

1 Копейка 1759 год. (Красный монетный двор)
(Красный монетный двор).

12 августа — в ходе Семилетней войны у селения Кунерсдорф в Силезии (ныне Кунице на западе Польши) произошло сражение, в котором русско-австрийские войска под командованием генерал-аншефа Петра Салтыкова разгромили прусскую армию Фридриха II.

Кампанию 1759 года русская армия начала в Познани, 19 мая ее главнокомандующим был назначен генерал-аншеф Петр Салтыков. 7 июля 40-тысячная русская армия выступила на запад к реке Одер, в направлении города Кросен, намереваясь там соединиться с австрийскими войсками.

Дебют нового главнокомандующего был удачен: 23 июля в сражении при Пальциге (Кае) он наголову разбил 28-тысячный корпус прусского генерала Карла фон Веделя. 3 августа союзники встретились в городе Франкфурт-на-Одере, за три дня перед этим занятом русскими войсками.

В это время прусский король с армией в 48 тыс. человек, располагавшей 200 орудиями, двигался навстречу противнику с юга. 10 августа он переправился на правый берег реки Одер и занял позицию восточнее селения Кунерсдорф.

Союзные войска расположились на трёх господствующих высотах, отделённых друг от друга оврагами и болотистой низиной. Салтыков, возглавивший союзные войска, намеревался заставить прусскую армию наступать на укреплённые позиции, измотать ее, а потом перейти в общее наступление.

Однако Фридрих нарушил эти планы — ранним утром 12 августа его армия навела мосты через Одер и переправилась на другой берег. Работы по укреплению русских позиций не были ещё начаты, когда стало ясно, что битва неминуема.

После артиллерийской подготовки прусские войска захватили деревню вместе с русскими батареями, отбросив весь левый фланг союзников. 5 тысяч солдат попали в плен. Фридрих решил, что сражение выиграно, и даже послал гонцов в Берлин с этим радостным известием.

Уверенный в своем военном гении и превосходстве своих солдат, прусский король решил не уходить с поля боя и окончательно разгромить союзников — к вечеру сражение возобновилось. Оно вновь закипело на Еврейском кладбище за покинутую русскую батарею.

Изможденная за день боев прусская пехота так и не смогла взять крутую высоту Шпицберг, к которой Салтыков подтянул резервы, а лучшая в Европе прусская конница не могла развернуться из-за рельефа местности.

При атаке были ранены несколько генералов и сам король едва не погиб. Фридрих бросил в бой свой последний резерв — лейб-кирасиров, которых разбили чугуевские казаки. Командир лейб-кирасиров был пленен.

Поняв, что резервы противника исчерпаны, Салтыков отдал приказ об общем наступлении всех оставшихся под его командованием союзных частей. Опрокинутое противником войско Фридриха побежало к реке.

У мостов образовалась страшная давка, в которой погибли многие пруссаки, а многие утонули в реке. Подошедшие полки русских и австрийцев довершили уничтожение прусской армии.

Разгром был полный — из 48-тысячной армии у Фридриха в строю осталось всего около 3 000 человек, с которыми он спешно отступил в направлении своей столицы. Кроме того, союзники вернули всю свою артиллерию и освободили всех пленных. После боя Салтыкову принесли шляпу прусского короля, которая ныне как реликвия хранится в музее Суворова в Санкт-Петербурге.

В результате одержанной победы дорога для наступления союзников на Берлин была открыта. Пруссия оказалась на грани катастрофы. Фридрих послал в Берлин письмо с описанием ситуации. Впоследствии возник миф о якобы присутствовавшей в письме фразе: «Всё потеряно, спасайте двор и архивы!»

Однако преследование не было организовано. Это дало возможность Фридриху собрать войско и приготовиться к обороне Берлина. Непонятная нерешительность союзников, которые после Кунерсдорфа легко могли победоносно закончить войну, в немецкой историографии закрепилась под названием «Чудо Бранденбургского дома».

Вернуться в каталог