В столицах и в некоторых больших городах дореволюционной России существовал институт, так называемых адресных столов, где любой человек мог найти адрес нужного лица, как постоянно проживающего в данном городе, так и временно туда приехавшего. Такие учреждения в те время были возможны по той причине, что каждый обыватель, будь то мужчина или женщина, был обязан иметь свой паспорт или вид на жительство, и быть прописанным в полицейском участке своего местожительства. В случае приезда данное лицо обязано было заявить об этом в своем участке, а по приезде в другой город немедленно прописаться в соответственном участке на новом месте.
Таким образом, полиции были известны передвижения каждого обывателя и его адрес (постоянный или временный), где бы он не находился.
Для облегчения нахождения адресов Министерство Внутренних Дел организовало адресные столы, где каждый житель города или приезжий регистрировался на особой фишке. Таким образом было очень легко найти адрес лица, о котором было известно только то, что оно находится в данном городе. Для этого достаточно было обратиться в адресный стол, где справка об адресе любого лица выдавалась немедленно.
Для покрытия расходов по содержанию Санкт-Петербургского адресного стола был установлен специальный сбор, взимавшийся с лиц, приезжавших в столицу на некоторое время. Этот сбор взимался специальными марками, которые наклеивались на паспорта в момент прописки приезжавших лиц.