Вред алкоголя, его отрицательное влияние на общественную и личную жизнь человека известны издавна и всегда осуждались наравне с другими тягчайшими пороками. Видя в пьянстве и распространении алкоголя источник огромного ущерба, люди стали задумываться о мерах противодействия им. В России возникают первые общества трезвости стали известны в Орловской губернии с 1859 г. В 1885—1893 гг. было создано уже 60 таких обществ, насчитывавших около 9 тыс. членов. С подобными же целями возникали частные кружки и церковно-приходские общества (Омск, Уфа, Сызрань). В каждом из них было от 25 до 200 человек, вступивших в общество на различный срок. Их работа приносила определенные результаты. Например, в г. было вынесено 24 299 запретов на торговлю спиртными напитками, в г. — 39 881, а число питейных заведений к 1892 г. сократилось на 9%.
Ведущую роль в этих обществах в пропаганде трезвого образа жизни играли народные столовые, чайные, библиотеки, читальни, театры, организация общественных чтений, гуляний, музыкальных занятий. Для создания оборотного капитала, поддержания удовлетворительного финансового состояния чайных и столовых в 1890 г. было предложено выпускать специальные акции.
Устав Министерства финансов в 1894 г. монополизировал продажу вина государством. Частная торговля спиртными напитками была сильно ограничена, и в каждой губернии и области были созданы попечительства о народной трезвости, подчинявшиеся Министерству финансов во главе с председателем — окружным предводителем дворянства. Правилами от 19 апреля 1895 г. попечительства были обязаны распространять среди населения знания о вреде пьянства, следить за правильной продажей спиртных напитков, производством вина, применением на практике постановлений по борьбе с пьянством и тайной винной торговлей (чтобы в трактирах продавали напитки только вместе с закуской, в местах продажи вина соблюдалось благопристойное поведение, вино не распивалось на улице "скопом", не продавалось лицам "опороченным", в долг и заклад). Годовой членский взнос для членов попечительств составлял 5 руб. Дли организации народных чтений, читален, чайных и т. д. государство выдавало аванс до 500 руб. Часть денег, вырученных от продажи вина, выделялась казной попечительствам в виде субсидий.
По праздникам устраивались народные “клубы”, в которых можно было поесть, выпить чаю, почитать газеты и журналы, сыграть в шашки и другие игры, поиграть на музыкальных инструментах. Чайные, чайные-читальни, столовые открывались на базарах и в других людных местах. Чайные обычно состояли из двух половин: для “чистой” публики, где такса за услуги была выше, и для всех остальных. В них продавали безалкогольные напитки, табак, чай, сахар, гербовую бумагу и марки, сберегательные марки. Чтобы приказчики не торговали собственным товаром (это давало 100% прибыли), расход чая и сахара учитывался специальным "сидельцем". Народные столовые и чайные для учета отпускаемых блюд выпускали и продавали специальные "деньги" — приходно-расходные марки. Марки приобретались посетителями и благотворителями для раздачи милостыни нищим и беднякам. Таким образом, они имели хождение не только в пределах данного учреждения, но и на территории города, уезда и, вероятно, иногда даже за их пределами. Помимо учета правильной продажи и отпуска товаров с помощью марок контролировались денежные суммы, поступавшие в кассу. В конце дня марки сдавались в специальных тетрадях заведующему, который вел их учет. Боны выпускались не централизованно, в каждой губернии и городе были самостоятельные эмиссии&