Слово «анонимное» означает «акционерное», т.е. с акциями «на предъявителя», без указания имени акционера. «Бельгийское общество Одесских конно-железных дорог» возникло в 1880 году и занималось строительством и эксплуатацией вагончиков с конной, а затем и с паровой тягой в городе Одессе.
Талоны «анонимного общества» возникли во время Первой мировой войны. Они были предназначены для того, чтобы в условиях почти полного исчезновения монет из оборота кондукторы могли давать сдачу пассажирам. Возможно, в эпоху денежного голода и неразберихи они могли играть роль мелких денег. Только в 1924 году, когда денежная система была приведена в порядок, было издано постановление Совета Труда и обороны «О воспрещении выпуска денежных суррогатов».
В самом начале 1870 года господа Чижевич, Скараманга, Кольман и Шметов подали в Одесскую Городскую Общую Думу документ, согласно которому, вышеуказанные господа обязывались построить в Одессе конные железные дороги. 27 февраля концессионеры внесли кассу города 27000 залога. Городская Дума потратила ровно год на рассмотрение заявления концессионеров. А вы сейчас требуете от чиновников ответа на ваши обращения в течении 30 дней…
Итак, в феврале 1871 года был подписан "проект" контракта между концессионерами и распорядительной Думой. После чего проект контракта был отправлен на утверждение в Министерство Внутренних Дел. Да, в то время у Министерства Внутренних Дел этих самых "дел" и полномочий было намного больше. Но к тому времени произошли изменения в структуре управления городом, и министерство вернуло проект для обсуждения в Одесской Думе обновленного состава.
Не прошло и трех лет, как в марте 1874 (!) года новая Дума таки утвердила и отправила в Министерство Внутренних Дел проект создания в Одессе конных железных дорог. Но в это время Министерства путей сообщения и внутренних дел начали дискуссию о подведомственности данного вопроса. В ноябре 1874 года было найдено компромиссное решение: " Одесса в городской черте была подведомственна Министерству Внутренних дел, а в порте подлежала ведению Министерства Путей Сообщения и Финансов". В конце концов и этот вопрос был согласован. Но в январе 1875 года было принято решение пересмотреть контракт и утвердить его еще раз. Созданная комиссия потребовала уширения путей между линиями с 4 до 7 футов (при этом содержание и ремонт мостовой ляжет на плечи концессионеров). И, через 5 лет мытарств, контракт подписан (11 ноября 1875 года). И, уже в январе 1876 года, концессионеры предоставили в городскую Думу три экземпляра проекта (вместе с планами, чертежами и описанием дорог). Городская Дума сочла эти документы неполными и отдала их на доработку (современным предпринимателям эта ситуация может показаться до боли знакомой). В апреле 1876 года все документы были подписаны. Концессионеры закупили материалы и приступили к работе. Но, как оказалось, место, отведенное городом для трамвайной колеи, находилась над магистральной трубой водопровода. 20 марта 1876 года произошел провал, и колея оказалась под водой. Концессионеры обратились в городскую Думу с просьбой перенести трубу водопровода. Но Общество одесского водопровода отказалось переносить трубу. Работы по прокладке первой линии одесского трамвая были остановлены. В начале мая состоялся совместный выезд предпринимателей и городских чиновников на место аварии. Дальше я процитирую самого Чижевича (1878 год): " Собрались, поговорили, пришли к заключению, что хорошо бы перенести водопроводную трубу и разошлись, ничего не сделавши. На том дело и стало, так что провал можно видеть еще и теперь".
Концессия прокладки конных железных дорог – предприятие очень затратное (хотя и сулившее большие прибыли в будущем). Поэтому, еще в 1875 году в Лондоне начались переговоры с потенциальными инвесторами. Но как только в прессе была опубликована информация о выпуске акций Общества конно-железных дорог в Одессе, вся лондонская пресса разразилась статьями о невозможности организации конно-железных дорог в Одессе. Например, небезызвестная газета "Times" доказывала, что Одесса построена на горах, а потому конные железгные дороги в ней невозможны!Несмотря на это, в июле 1876 года разрешение на выпуск акций было получено.
А дальше был 1877 год. Одесским концессионерам опять сильно не повезло. Началась война между Российской империей и Турцией. И большинство акционеров потребовали вернуть первоначальные взносы. Идея одесский предпринимателей была полностью уничтожена.
А в августе 1879 года был заключен договор, между Одесской городской Думой и представителями Бельгийского общества конно-железных дорог (контракт от имени общества подписал французский подданный Пьер Клемент Бонне). И уже в 1880 году была открыта первая линия конно-железных дорог в Одессе.