Все копейки от 1547 до 2017 года

Бон ценностью в 1 Копейку 1918 год.
Пятигорское городское управление.

Бон ценностью в 1 Копейку 1918 год. Пятигорское городское управление
Пятигорское городское управление.
теги: [пятигорск], [трамвай]

О строительстве трамвайных путей в Пятигорске задумались в начале прошлого столетия. Тогда власти делали все возможное, чтобы превратить Кавказские Минеральные воды в курорты мирового уровня, которые могли бы дать фору французскому Виши, популярному в ту пору у русской знати.

Одной из важных задач стало развитие транспорта. В Пятигорске роскошные дачи и пансионаты находились в непростом месте — на довольно высоком южном склоне Машука. И чтобы облегчить туристам путь к «водной» жизни, была построена эта небольшая узкоколейка. Приезжающие на железнодорожный вокзал туристы пересаживались в трамвай и за несколько минут добирались наверх.

1 сентября 1903 года — к 100-летию Кавминвод — вагоны впервые пустили по Пятигорску.

Пятигорский трамвай стал одним из самых первых в России. Даже в столичном Санкт-Петербурге тогда все еще передвигались на конках. Его строительство и запуск обошелся управлению Кавминвод в 493 тысячи рублей.

Сначала это была одноколейная дорога, а уже позже, примерно в 1907 году, проложили две колеи. Уникальность транспортной системы еще и в особой узкой колее, как у его европейских «собратьев». Сейчас такая же есть только в Калининграде и Евпатории, в остальных городах России трамваи давно ездят по «широкому рельсу».

В 1918 году в период Гражданской войны на Северном Кавказе Пятигорское городское управление в условиях тяжёлого разменного кризиса выпустило денежные суррогаты — боны номиналами 1, 2 и 3 копейки, которые могли быть использованы для оплаты проезда в трамвае или покупки товаров и услуг в магазине трамвайного управления. В рисунке сетки заднего фона обеих сторон разменных бон изображён дореволюционный герб Пятигорска: «Щит разделён на две половины: в верхней — герб Кавказской области, в нижней — гора Бештау (или Пятигорье) с вытекающим у подошвы ея источником минеральной воды». На лицевой стороне надпись «П. Г. У. Бон ценностью в 1 (2 или 3) к.». На оборотной — «Обменивается на наличные деньги в городской кассе и кассе Пятигорского трамвая».

Это так называемый «нотгельд» (нем. Notgeld —чрезвычайные/вынужденные деньги) — заменитель денег, деньги чрезвычайных обстоятельств, специальные платёжные средства, выпущенные в оборот местными органами или частными компаниями для покрытия нехватки денежных средств, и признаваемые (де-факто) властью как эквивалент обычных денег.

Эти странные документы — свидетели трагических событий Гражданской войны на Юге России, где во многих городах власть менялась много раз. С ними менялись и деньги. Новая пришедшая власть, бывало, признавала деньги прежней власти, часто за неимением собственных. А бывало, что когда уходила власть, то забирала с собой и все деньги.

Денежные знаки времён Гражданской войны и деньгами часто не были в полном значении слова. Некоторые «деньги» выпускались местными властями и неправительственными организациями. Свои деньги были и у трамвая. Трамвай — живой свидетель жизни города, в котором он «живёт».

Именно в это время и появляются такие «трамвайные деньги», чтобы хоть как-то можно было расплачиваться и выдавать сдачу с оплаты за проезд. Официально они не назывались деньгами, но скорее всего фактически таковыми являлись и принимались к оплате. Социально-экономическая значимость городского общественного транспорта была чрезвычайно велика, трамваем пользовалась большая часть жителей города. Несмотря на эфемерность таких денег, население относилось к ним с полным доверием.

Аналогичные «трамвайные деньги» появились в Екатеринодаре, Ростове-на-Дону, Одессе.

Вернуться в каталог