В начале ХХ века благотворительностью были охвачены ряд социальных категорий нуждающихся в помощи — пострадавшие от войн, безработные, больные, беспризорники, малоимущие, инвалиды, бедные студенты, национальные меньшинства и так далее. С этой целью создавались различные благотворительные общества, комитеты помощи и попечительства. Благотворительные общества и комитеты существовали при муниципальных органах управления, церковно-приходских общинах и общественных организациях типа дворянского собрания.
В рамках благотворительных учреждений открывались народные чайные, дешевые столовые, буфеты, лавочки, магазины, приюты, ночлежки, библиотеки-читальни, школы, клубы, юридические и посреднические конторы, медицинские пункты, производственные мастерские. В них по пониженным ценам осуществлялась продажа продовольственных и промышленных товаров, оказывались медицинские услуги и юридические консультации, велось обучение грамоте и ремеслу.
Финансирование благотворительной деятельности осуществлялось за счет государственных субсидий, взносов общественных организаций и частных лиц, а также отчислений от прибылей, полученных в результате различного рода хозяйственной деятельности благотворительных учреждений.
При этом определенная доля финансовых поступлений в фонд благотворительности формировалась за счет продажи благотворительных марок, с одной из которой и встретился автор ранее упомянутой статьи. Благотворительные марки являлись своего рода квитанциями о безвозмездном взносе денег в фонд благотворительности.