Cормовский завод был основан в 1849 году. С 1851 года на нем стали строить металлические суда. Но кризис 1857 года подорвал платежеспособность завода, и в 1860 году все ее акции скупил один из директоров — Д. Е. Бенардаки, став единоличным владельцем. Он преобразовал фабрику в мощный завод, в 1870 г. поставил первую в России мартеновскую печь, прославившую сормовский металл как лучший в стране. В 1870 году Бенардаки скончался. От имени сыновей-наследников заводом управлял талантливый инженер К. М. Окунев, организовавший производство двухпалубных судов, первым из которых был "Переворот", вызвавший техническую сенсацию.
4 февраля 1872 году наследники образовали акционерное общество "Сормово". Оно учреждалось "для выплавки чугуна, выделки железа и стали, приготовление из них изделий на продажу, построения машин, судов подвижного состава для железнодорожных дорог, рельсов и прочего, и равно самую добычу всякого рода металлов и минералов".
В том же году началась постройка на территории Сормовского завода вагонного цеха и связанных с ним колесной, деревообделочной, бандажной мастерских. Расширялись кузнечный и прокатный цехи, устанавливалось новое оборудование, в частности, пятитонный паровой молот, и более мощные прокатные станы.
Огромный размах, с которым развернулось производство, увеличение количества рабочих и небывалые доходы владельцев — все свидетельствовало о том, что завод становится крупнейшим предприятием отечественной индустрии.
В 1870 году в Сормове была построена по чертежам инженера А. А. Износкова первая в России мартеновская печь. Это дало возможность, во время кризиса судостроения, быстро построив новые цеха и максимум используя имеющиеся площади, перейти с 1873 года на вагоностроение, а с 1888 года — на паровозостроение. В месяц завод мог изготовлять 250 товарных и 10 пассажирских вагонов, а также паровые котлы, трубы водопроводные, всевозможные резервуары, гребные винты, колеса для судов, рельсы, болты, гайки и многое другое. За 44 года, с 1873 по 1917-й, заводом было изготовлено почти 62 тысячи товарных вагонов, 592 платформы, 439 наливных цистерн, вагонов пассажирских разных 2501 и 16 вагонов для электрического трамвая.
В 1894 году Сормовский завод полностью перешел из владения наследников Бенардаки в собственность акционерного общества, и полное его название звучало так: "Акционерное общество "Сормово" — Механические, чугунолитейные, судостроительные, паровозо- и вагоностроительные, сталелитейные и железноделательные заводы. Сормово, Нижегородской губернии".
Первыми рабочими сормовских заводов были крепостные крестьяне. Мастера были вольными, со стороны. В начале XX века в двенадцати цехах работали 8-10 тысяч человек. Использовался труд только взрослых мужчин, подростки допускались лишь на подсобную работу.
В лавке Общества имелись все основные продукты, обувь, одежда, предметы домашнего обихода, галантерея. С 1896 года в этой лавке стали продавать книги и школьные товары. Цены в ней не всегда были ниже, чем в частных лавках, но качество — всегда лучше, так как за приобретением товаров следили сами пайщики.
Обед в столовой общества состоял из двух блюд, чая и хлеба. На первое давали суп с обязательным куском мяса весом в 100 граммов, на второе — гречневую или пшенную кашу. Выдавался 1 фунт белого и 2 фунта черного хлеба и несколько стаканов чая с двумя кусками сахара. Такой обед обходился в 3 копейки. Расплачивались в столовой марками, которые получали в цехе. Их сумма, как и в лавке, вычиталась из зарплаты и передавалась в столовую. Посторонний мог в ней питаться за наличные. За год отпускалось 22545 обедов на 6763 рубля 50 копеек.
Эмиссии бон Сормовского единого потребительского общества можно разделить на две группы — боны для забора товаров в лавке и боны для расчета в столовой. Данная бона относится к второму выпуску денег для столовой.
Особым постановлением Высшего Совета Народного Хозяйства от 30 июня 1918 года Сормовский завод был национализирован. В 1920 году построен первый отечественный танк «Борец за свободу тов. Ленин». С 1922 года называется "Красное Сормово".