Все копейки от 1547 до 2017 года

Бон 1 Копейка 1918 год.
Екатеринодарская городская управа.

Бон 1 Копейка 1918 год. Екатеринодарская городская управа
Екатеринодарская городская управа.
теги: [екатеринодар], [трамвай]

В январе 1897 года городская управа объявила конкурс на устройство в Екатеринодаре трамвая и участвовать в нем изъявили желание 23 компании. Но только одна них — «Генеральная компания тяги и электричества» из Парижа — смогла соответствовать всем требованиям управы Екатеринодара. Это сразу создало трудности. Парижане, увидев, что у них нет конкурентов, начали диктовать свои условия и предлагать поправки в контрактные обязательства. Это сильно не понравилось высшему начальству Кубанского казачьего войска и наказному атаману. С их подачи екатеринодарская управа свернула переговоры с парижанами.

Лишь в апреле 1899 года договор на создание сети екатеринодарского трамвая был заключен с «Компанией тяги и электричества» из Льежа, Бельгия. К слову, дочерним предприятием все той же парижской компании.

10 декабря 1900 года (через полтора года после подписания концессии) состоялось торжественное открытие екатеринодарского трамвая.

Создание трамвайной сети обошлось бельгийцам в 400 тыс. рублей. Проезд в трамвае был установлен в 5 копеек для взрослых и 3 копейки для учеников. В ту пору это было сопоставимо с ценой фунта (400 граммов) ржаного хлеба или килограмма картошки. Свои инвестиции бельгийцы отбили за несколько лет.

Екатеринодар стал 18-м городом Российской империи, где был городской трамвай. При этом, в отличие от иных городов, екатеринодарский трамвай сразу был на электрической тяге. Полицейские и телеграфные, почтовые работники ездили бесплатно. Стоимость проезда на извозчике в Екатеринодаре сразу снизилась вдвое.

Согласно договору «парижане-бельгийцы» строили трамвайную сеть и 40 лет ее эксплуатировали, возвращая инвестиции и получая прибыль. Через 40 лет трамвай отходил в собственность Екатеринодара. Город имел право не ждать 40 лет, и выкупить трамвайную сеть у бельгийцев после 25 лет эксплуатации. На деле бельгийцы лишились концессии менее чем через 20 лет.

Первая мировая война и последовавшие за ней революция и Гражданская война привели к заметному упадку обоих трамвайных хозяйств, но общественный транспорт Екатеринодара продолжал работу, невзирая на все смены власти в городе. В 1920 году екатеринодарский трамвай был национализирован, пришедшими к власти большевиками и вместе с водоэлектрической станцией объединены в трест «Водэлтрам». Из-за последствий гражданской войны некоторые маршруты (в частности, «Улица Красная — Владикавказский вокзал») оказались надолго закрыты.

Вернуться в каталог