Первая волна русских переселенцев пришла в Азербайджан после заключения Туркманчайского договора 1828 г., когда в результате ряда блестящих побед русского оружия была победно завершена последняя из русско-персидских войн. Это были главным образом члены общин сектантов – "молокане" и "духоборы", которых российское правительство сочло за благо выслать подальше из русских губерний на новые земли. До 1890 г. переселилось более 40 тысяч человек. Селились колонисты в основном в долинах и на побережье, занимались возделыванием земли и животноводством, причём жили весьма зажиточно и спокойно, без каких-либо конфликтов с местным населением.
Вторая волна русских двинулась в Азербайджан после открытия бакинской нефти: ехали уже не крестьяне, а рабочие и инженеры, которых в самом регионе, естественно, почти не было. Уже к 1913 году русское население Азербайджана выросло почти вдвое – до 77 тысяч человек.
В мае 1918 года в Тифлисе была провозглашена Азербайджанская Демократическая Республика. Правительство молодой республики с первых же дней столкнулось с серьёзной проблемой: главный экономический, политический, культурный центр страны – Баку находился под контролем большевиков, которые отказывались признать независимость АДР.
Приходилось учитывать усиление борьбы за бакинскую нефть на международной арене. Одним из претендентов на ключевую роль на Южном Кавказе была Османская империя, которая выступала в качестве союзника Азербайджана. После заключения 4 июня 1918 г. двустороннего Османская империя начала оказывать военную помощь Азербайджану.
Тем временем правительство советской России во главе с В.Лениным, понимая, что турецко- азербайджанское сближение в конечном итоге приведёт к столкновению с большевиками из-за Баку, начало предпринимать комплекс дипломатических и военных мер, чтобы сохранить Баку в своих руках.
Стремясь сыграть на противоречиях между Германией и Турцией, В.Ленин 24 мая 1918 г. отправил письмо главе Бакинского совета народных комиссаров С.Шаумяну, в котором говорилось: «…Положение Баку трудное в международном отношении. Поэтому советовал бы попытать блок с Жордания. Если невозможно – надо лавировать и оттягивать решение, пока не укрепитесь в военном отношении. Трезвый учет и дипломатия для оттяжки – помните это…».
Руководствуясь полученной установкой, С.Шаумян 6 июня обратился к главе грузинского правительства Н.Жордания с предложением оказать помощь Советам якобы в деле защиты независимости Южного Кавказа от нападения Турции. При этом он гарантировал, что если Грузия не пропустит турок через свою территорию в Азербайджан, то СНК РСФСР после установления власти на Южном Кавказе предоставит грузинам автономию.
Для России было очень важным, чтобы немцы признали Баку за ней, причём, помимо уступки части нефти, большевики соглашались не вмешиваться в дела Грузии, которая находилась под германским протекторатом.
Тем временем наступление азербайджано- турецких ополченцев на Баку продолжалось. Народный комиссар иностранных дел РСФСР Г.Чичерин отправил ноту дипломатическому представителю Германии Рицлеру с протестом против наступления турок. С.Шаумян постоянно телеграфировал в Москву о приближении турок. Россия прилагала все усилия, чтобы обеспечить бакинских большевиков в военном отношении.
Однако в это время в Баку произошли события, которые повлекли за собой падение советской власти – форпоста России на Южном Кавказе. Убедившись, что большевики не могут защитить город, Бакинский совет 25 июля 1918 г. принял решение о приглашении англичан. Не сумев удержать власть, Бакинский Совнарком 31 июля сложил полномочия. Власть в городе перешла к правительству «диктатуры Центрокаспия», состоявшему из представителей эсеров, меньшевиков и дашнаков. Через несколько дней Баку оккупировали британские войска.
Однако Россия не хотела мириться с потерей Баку, и теперь она ощущала ещё большую необходимость в поддержке Германии. 19 августа 1918 г. Г.Чичерин обратился к генеральному консулу Гаушильду с нотой протеста против продвижения турецких войск на Баку. В ней указывалось на «то значение, которое бакинская нефть имеет для народного хозяйства всей России, а потому и для тех стран, с которыми Россия собирается вступить в экономические соглашения».
Немцы были согласны гарантировать ненаступление на Баку, если Россия обеспечит уход англичан. Германское правительство было заинтересовано в том, чтобы Баку остался в руках России. Наконец, после длительных переговоров «бакинский вопрос» был решён. 27 августа 1918 г. Германия и Россия подписали в Берлине Добавочный договор к Брестскому миру. Ряд статей этого документа непосредственно касался Южного Кавказа.
15 сентября 1918 года Кавказская исламская армия, состоявшая из турецких и азербайджанских отрядов, вступила в Баку, освободив город от англичан и марионеточного правительства «диктатуры Центрокаспия».
Баку и бакинская нефть перешли под контроль азербайджанского правительства. Однако советская Россия не оставляла попыток вернуть нефтяной Баку. Народный комиссариат иностранных дел РСФСР выступил с нотой, в которой освобождение Баку расценивалось как «захват одного из важнейших городов Российской Республики турецкими войсками при помощи татарских бандитских отрядов».
12 февраля 1920 года Гусейнов и его единомышленники провозгласили в Баку создание Азербайджанской коммунистической партии (большевиков), объявившей себя составной частью кавказской краевой организации РКП(б).
22 апреля 1920 года было принято решение потребовать от правительства АДР немедленной передачи власти. Через два дня АКП(б) объявила всю партийную организацию на военном положении. А 26 апреля азербайджанские коммунисты утвердили окончательный план вооруженного восстания. Действовать предполагалось в тесном контакте с дислоцированной в Дагестане 11-й советской армией, командование которой принимало участие во всех обсуждениях.
27 апреля 1920 года в Баку началось восстание вышедших из подполья большевиков. Одновременно границу Советской России и Азербайджана пересекли бронепоезда. За ними вторглись регулярные части Красной армии. Операция по свержению мусаватистского правительства и установлению советской власти в Баку оказалась молниеносной. За ней последовала советизация всего Азербайджана.
В Баку между тем боевые отряды рабочих захватывали оружейные склады, разоружали полицию, занимали правительственные учреждения, почту, телеграф, вокзал и радиостанцию. На сторону восставших большевиков переходили отдельные воинские части АДР
В ночь с 26 на 27 апреля 1920 года большевики подняли восстание в Баку. А в 00.05 границу Советской России и АДР пересек красноармейский десантный отряд. В авангарде наступавших сил двигались четыре бронепоезда. За ними следовали основные части 11-й армии, перешедшие границу в 04.00. На подходе к станции Ялама они после непродолжительного боя разбили две роты азербайджанской армии. Утром почти без сопротивления взяли станцию Худат.
В 12.00 делегация большевиков во главе с Гамидом Султановым потребовала от правительства сдачи полномочий в течение 12 часов. Согласно Микояну, предложение азербайджанскому правительству было сделано не в результате выступления, а «под угрозой восстания».
В 00.30 28 апреля еще один ультиматум выставил властям АДР Ильдрым. В случае несогласия он обещал начать обстрел из всех корабельных орудий. Той же ночью в парламенте Азербайджана состоялось голосование. Большинством голосов было принято постановление об удовлетворении условий восставших. Вынужденно соглашаясь на эту меру, представители АДР при этом выставили ряд собственных условий. В частности, должна была сохраниться полная независимость Азербайджана под управлением советской власти. От нового правительства прежние министры потребовали не допустить вхождения РККА в Баку.
В 02.00 парламент объявил о самороспуске. Чиновников АДР в здании оперативно сменили коммунисты из ЦК АКП(б) и Азербайджанского временного революционного комитета.
1920 — 24 мая Азербайджанским революционным комитетом был принят Декрет о национализации нефтяной промышленности республики (были ликвидированы 272 частные нефтепромышленные фирмы).
Созывом I Съезда Советов Азербайджанской ССР 6 мая 1921 года была завершена советизация Северного Азербайджана. 19 мая состоялось принятие первой Конституции Азербайджанской ССР.
Сооружение первой трамвайной линии в Баку началось в марте 1923 г., в тяжелое время послереволюционной разрухи. Ззакончили строительство на два месяца раньше срока.
Первый трамвай был пущен 8 февраля 1924 г. Параллельно строилось остальное трамвайное «хозяйство» – депо, тяговые электроподстанции, остановки и т.п.
После Октябрьского переворота в первые послереволюционные годы в только что образовавшемся СССР именно в Баку был введен в эксплуатацию первый трамвай – 8 февраля 1924 г.