Военная кооперация, автономная ветвь потребительской кооперации в системе Центросоюза, включавшая сеть военно-потребительских обществ.
Первые кооперативные общества военнослужащих в России были созданы офицерами. Они брали пример с английских коллег. В 1890-х годах гвардейские офицеры России тоже начали создавать кооперативные общества в военных округах, гарнизонах, стрелковых бригадах, пехотных полках. Эти объединения, как правило, назывались экономическими обществами офицеров.
Будучи потребительскими кооперативами на уставе, они занимались торговым обслуживанием своих пайщиков и членов их семей. От кооперативов рабочих и крестьян потребительские общества офицеров отличались относительно высоким размером паевого взноса, изысканным ассортиментом товаров в магазинах.
К концу XIX века в России насчитывалось более 20 таких потребительских обществ – от Варшавы до Читы и Владивостока, от Санкт-Петербурга до Одессы и Тифлиса. Действовали они и в Москве. Экономическое общество офицеров Московского военного округа было основано в 1895 году. Его правление возглавлял одно время Н.П. Гибнер, впоследствии крупный кооперативный деятель в России.
Этот кооператив объединял 2285 членов и был одним из самых благополучных потребительских обществ. Эффектен был и его адрес: Москва, Кремль, Арсенал. Офицеры-кооператоры издавали газету «Листок объявлений». Потребительское общество пользовалось доверием, являлось коммерчески успешным, выплачивало своим членам хорошие дивиденды.
Во время Русско-японской войны оно было привлечено к обслуживанию войск во фронтовых и прифронтовых условиях и ещё больше упрочило своё финансовое положение. Это, между прочим, позволило ему приобрести в собственность обширные владения графини Игнатьевой в Москве на Воздвиженке, переоборудовать и устроить помещения под магазин и большой склад.
Сюда потребительское общество офицеров переехало в 1910 году. В советское время это был дом № 10 по проспекту Калинина, где в течение многих лет располагался Центральный военный универмаг.
В период Первой мировой войны потребительская кооперация и её военная ветвь участвовали в непосредственном обслуживании действующей армии. Речь идёт об организации питательных пунктов, солдатских лавок, столовых, бань, а также вагонов-лавок и других передвижных торговых точек. Только за лето – осень 1917 года на Юго-Западном фронте сеть войсковых кооперативных лавок увеличилась с 95 единиц до 238, на Западном фронте таких лавок было 185, на Северном фронте – 98. Быстро росла численность пайщиков, в кооперативы принимались и рядовые солдаты.
В 1918 году потребительские общества офицеров были слиты с кооперативами общегражданскими. Но уже в начале следующего года заместитель наркома по военно-морским делам Э.М. Склянский утвердил Устав единого военного кооперативного общества (ЕВКО). Постановление Совнаркома РСФСР от 16 августа 1921 года о военной кооперации определило её будущее. Низовыми ячейками кооперации в Красной армии отныне являлись военно-кооперативные объединения (ВКО), а их членами могли быть все военнослужащие – от командиров до красноармейцев. Было создано Всероссийское военно-кооперативное управление. Перед ВКО ставилась задача организации сверхпайкового снабжения своих членов на кооперативных началах, осуществляя для этого заготовки, закупки, торговлю.
Однако военная кооперация первых лет нэпа не смогла доказать свою коммерческую состоятельность и право на самостоятельное существование. Сначала ВКО были преобразованы в военно-потребительские общества, а потом вообще всё дело по кооперативному обслуживанию военного контингента было передано общегражданской потребительской кооперации. В структуре аппарата Центросоюза действовало Центральное военно-кооперативное управление (ЦВКУ). В качестве наблюдательного органа при Реввоенсовете СССР существовала Центральная военно-кооперативная комиссия. Обязанности её председателя с 1924 года выполнял Семён Михайлович Будённый – известный военачальник, между прочим, автор книжки «За оборону – за кооперацию».
В связи с введением в 1929 году карточной системы снабжения военно-потребительские общества трансформировались в закрытые военные кооперативы (ЗВК). В соответствии со своим Уставом они снабжали контингенты частей, учреждений и управлений армии, флота, милиции и ГПУ.