Все копейки от 1547 до 2017 года

Воинам и их семьям 1 Копейка 1914 год.
Петроградское городское общественное управление.

Воинам и их семьям 1 Копейка 1914 год. Петроградское городское общественное управление
Петроградское городское общественное управление.
теги: [благотворительная], [первая мировая война], [петроград]

В начале Первой мировой войны было выпущено множество почтово-благотворительных марок, доходы от которых отчислялись в фонд помощи раненым и семьям погибших воинов.

18 (31) августа 1914 года Николаем II подписал высочайшее повеление о переименовании Санкт-Петербурга в Петроград. Современники приписывали инициативу переименования столицы министру землеустройства и земледелия А.В. Кривошеину. Обосновывая необходимость отказа от старого названия города, он опирался на авторитеты Ф.И. Тютчева и его идеи единения славян под эгидой русского царя, а также А.С. Пушкина, который в поэме "Медный всадник" называл Петербург Петроградом. По воспоминаниям бывшего управляющего канцелярией Министерства И.И. Тхоржевского, император, да и военные круги считали переименование своего рода военной мерой. В этой связи мемуаристом приводится рассказ одного из придворных: «Государь держится молодцом. Многие на него за Петроград нападают. Рухлов будто бы сказал: что это вы, Ваше Величество, – Петра Великого поправлять! – И знаете, как Государь ответил? Не рассердился, а отшутился: "Что же! Царь Петр требовал от своих генералов рапортов о викториях, а я рад был бы вестям о победах. Русский звук сердцу милее…"

Городское общественное управление — в дореволюционной России городской исполнительный орган, подчинённый губернатору и состоящий из представителей наиболее состоятельных сословий города. Именно этот орган помимо прочего заведовал сборами и пожертвованиями со стороны граждан, и можно предположить, что вопрос об организации помощи воинам вспыхнувшей мировой войны считался проявлением патриотизма и рассматривался на самом высоком уровне.

Помощь ближним в России всегда была делом довольно популярным – до начала 20 века в Империи насчитывалось около 7500 благотворительных организаций, а в 1902 году их было зарегистрировано аж 11040. так что всевозможные благотворительные акции, концерты, а также «кружечные» сборы в российских городах того времени не были редким явлением. Скидывались на всё — в пользу голодающих, для оборудования домов общественного призрения, для инвалидов войн и членов их семей и т.д.

Но именно с началом сначала Русско-Японской, а затем и Первой мировой войны благотворительность перестала быть личным делом каждого и стала «общественным долгом». Уклоняться от неё считалось страшным моветоном, а вот демонстрировать своё участие в ней, напротив, приобрело характер своеобразного соревнования. Это вызвало к жизни множество благотворительных значков, открыток и прочих отличительных знаков. Первоначально они были нужны для того, чтобы сборщики не просили взнос дважды с одних и тех же горожан. Однако потом они начали играть особую важную роль – подчёркивать высокую гражданскую активность их обладателя. Эти знаки хотелось не только носить, но и иметь возможность демонстрировать их своим корреспондентам по переписке. Так и появились на свет непочтовые благотворительные марки: теперь получатель письма, увидев их на обратной стороне конверта, мог убедиться в высокой гражданской сознательности и патриотизме отправителя.

Вернуться в каталог