Третий областной выпуск.
Добровольное общество основано 8 марта 1923 года. Перед ним ставилась задача пропаганды авиации и оказание материальной и иной помощи в создании отечественной авиации и авиационной промышленности. Лозунгом ОДВФ был призыв: «Трудовой народ, строй воздушный флот!» Ячейки ОДВФ действовали и в союзных республиках — на Украине, в Закавказье, Средней Азии, других республиках, где также выпускались значки. Украинское общество называлось «Общество авиации, воздухоплавания Украины и Крыма» (ОАВУК). Известен членский значок с аббревиатурой «ТАПУК» — первые буквы названия общества на украинском языке (Товариство Авiяцii та Повiтроплавання Украiни й Криму). В начале 1924 г. все республиканские общества слились во всесоюзное. За два года своего существования ОДВФ выпустило свыше тридцати различных знаков. Как правило, все они выдавались за плату.
ОДВФ активно осуществляло сбор денежных средств на строительство самолетов. Одной из форм было распространение значков. Обществом выпускались именные значки для сбора денежных средств на строительство именных самолетов или эскадрилий. 13 марта 1925 года ОДВФ объединилось с ДОБРОХИМом и стало называться АВИАХИМ.
Троцкий-сеятель. Троцкий был инициатором организации ОДВФ (в дальнейшем – Авиахим, Осоавиахим и т.д. вплоть до ДОСААФ), и её идейным вдохновителем.
Из романа Ярослава Голованова «Королев. Факты и мифы»:
"Постоянно ищущий популярности — особенно среди молодежи — Троцкий выступил с идеей организации Общества друзей Воздушного флота (ОДВФ) и санкционировал появление гигантской пропагандистской волны в печати. Лозунг "Даешь крылья!" был в 1923-м году главным лозунгом. За 12 месяцев число членов общества выросло с 16 тысяч до 1 022 000 человек. Ячейки ОДВФ создавались всюду, даже при советских посольствах за границей. Как на дрожжах росли аэроклубы, аэрокурсы, аэрокружки, аэровыставки, аэроуголки. Не было города, где не собирались бы средства на постройку самолетов и планеров, да и строили их тоже почти в каждом городе. Рабкоры отчисляли процент гонорара на строительство аэроплана "Рабкор", профсоюз химиков закладывал дирижабль "Красный химик-резинщик". В деревнях катали перепуганных крестьян на агитсамолетах, по ярмаркам разъезжали аэроагитстенды, в клубах разыгрывались "аэроинсценировки", создавались аэробиблиотечки. Число членов ОДВФ намечено было довести к лету 1925 года до трех миллионов человек. О том, какое значение придавалось новому обществу, можно судить хотя бы по тому, что в Совет ОДВФ были избраны почти все крупные деятели партии и государства: Бубнов, Ворошилов, Калинин, Каменев, Микоян, Орджоникидзе, Подвойский, Рыков, Сталин, Троцкий, Фрунзе, Чубарь, Эйхе, Якир."
Кстати, не слишком известный факт – примерно в то же время Троцкий сотоварищи учредил вполне коммерческое (1923 год был годом расцвета НЭПа) «Российское общество Добровольного воздушного флота», в просторечьи – «Добролёт». Вскоре, правда, общество перестало быть коммерческим, а стало вполне государственным, ну и в конечном итоге превратилось во всем известный «Аэрофлот» (1932 год). Правда история трансформаций на этом не закончилась. Ибо ныне мы имеем вновь вполне капиталистическое открытое акционерное общество «Аэрофлот», в котором 51%-ным акционером является правительство РФ.