История всемирно известного Куяльницкого курорта началась с этого рукописного сохранившегося до наших дней документа: «Подписка Одесса. Июня 9-го дня 1833 года. Я, нижеподписавшийся, отставной Генерал-майор Князь Иван Семенович, сын Жевахов, соглашаюсь на предложение здешнего местного начальства, уступаю в пользу города из собственной моей земли около лимана, состоящей 6 десятин 135 квадратных саженей, для устройства на сем месте купален. Жевахов»
Далее события развивались следующим образом. 12 июня 1833 года из управления бессарабского генерал-губернатора М.С. Воронцова было отправлено письмо одесскому градоначальнику А.И. Левшину, где говорилось об «устроении таковых купален по означенным планам и сметам хозяйственным образом в самоскорейшем времени».
Вскоре А.И. Левшин получил от архитектора Кошелева рапорт: «По поручению Строительного комитета, возложенному на меня предписанием от 14 сего июня с №2024 о построении 2-х купален при Кульницком лимане, в тот час приступил к производству работ. Июня 27 дня 1833 года. Кошелев». А через два месяца Кошелев рапортовал Одесскому строительному комитету: «По поручению комитета о устроении 2-х купален при Куяльницком лимане, ныне все работы построением окончены. Архитектор Кошелев. Августа 29 дня 1833 года».
26 июля 1833 года было напечатано первое сообщение в газете «Одесский вестник» о создании на Куяльницком лимане первой лечебницы. «Удостоверившись в целебных свойствах вод Одесскаго Куяльницкого лимана, начальство сделало распоряжение об устроении одного заведения подле самого берега, в котором желающие могли бы пользоваться лиманскими ваннами и смогли найти все нужные им удобства для себя. Сие заведение, состоящее из парников для теплых грязных и песчаных ванн и из палатки для холодных купален, приведено ныне к окончанию и передано для надзору доктора Андриевскаго.
Куяльницкий лиман Ежедневно дамы могут пользоваться палаткою для купания от 10 часов утра и до 6 вечера, а иное время утра и вечера предоставлено мужчинам; песчаныя и грязныя ванны принимаются от 10 до 2 часов дня».
Сохранились воспоминания, как выглядела куяльницкая «Лечебница песчаных и грязных ванн». «Одна стена теплого парника (деревянный барак) и половина крыши имели остекление. В котлах на очаге подогревалась лиманская вода для ванн. На солнце нагревалась до необходимой температуры грязь, после прогрева ею заполняли деревянные корыта в «парнике». Таким же простым было и лечение. Больного укладывали в грязь по самую шею на час, а иногда и более, до тех пор, пока больной не начинал ощущать неприятные симптомы, выражаясь медицинскими терминами — на грани теплового удара. Больного вынимали тотчас из грязи и обмывали в подогретой ванне с рапой лимана.
Холодные купальни строили над водой на расстоянии 20 сажень от берега. Устройство купальни было в виде палатки на сваях, вколоченных в дно. Для входа в нее ставили мостик с берега. В этих условиях Э.С. Андриевский начал активно оказывать реальную помощь больным людям. С максимальным эффектом старался использовать летний сезон, организовывая лечение как можно большему числу пациентов, наблюдал за результатами выздоровления. Делая пометки, анализировал, к каким именно болезням подходит лиман, а при каких бывает даже вреден».
В начале XX века за хорошую комнату, снятую на весь сезон (с 15 мая по 1 сентября) нужно было отдать не менее 100 рублей. За полсезона – 50-60 рублей, а в месяц комната стоила 40-50 рублей.
Кроме этого надо было учитывать цены на процедуры, а они тоже были не маленькие. За грязевую ванну 1-го класса брали 2 рубля, 2-го класса – 1,5 рубля, за ванну с рапой 1-го класса – 75 копеек, 2-го класса – 50 копеек. За купание в городских купальнях 1-го класса – 15 копеек с человека в день. К этому следует добавить стол и проезд, если пациент каждый день прибывал из города. Так что лечение в те годы было доступно далеко не всем слоям населения.
В связи с этим в Одессе, которая славилась традициями благотворительности, был выдвинут проект организации помощи неимущим больным на Куяльницком лимане. В проекте устава Общества, опубликованного в 1896 году, в частности упоминалось о недостатке помещений для проживания бедных больных. «Ежегодно на Куяльницком лимане лечится масса бедняков, терпящих крайнюю нужду, так как помещения для жилья вообще здесь непомерно дороги и общедоступных столовых вовсе не существует. Больные из беднейшего класса проживают в страшной тесноте, питаясь зачастую впроголодь». В параграфах будущего общества упоминалось, что его члены будут «устраивать дешёвые помещения для жилья, столовые и чайные для бедных, предоставляя им бесплатное пользование ваннами, снабжать лекарствами и проч.».