По некоторым сведениям, использовались как обязательный сбор, наклеивались на бутылки с вином.
С 1914 по 1921 Россия потеряла около 16 млн. человек, распалось множество семей, и возникла массовая беспризорность. В 1913 полные сироты составляли не более 25% беспризорных, к 1918 — 40-45%, большинство — дети рабочих. Детей мещан чаще забирали в семьи родственники или друзья погибших. Увеличивалось число детей крестьян, разорившихся в связи с войной.
В 1918-1920 детские дома находились в ведении Наркомата социального обеспечения.
В конце 1917 г. были образованы Наркомат Государственного призрения и Наркомат Социального обеспечения, которым были переданы все полномочия в области общественного призрения. Декретами и постановлениями этих наркоматов были упразднены почти все благотворительные организации, действовавшие в царской России, и на их месте образованы новые советские органы: Коллегия по охране материнства и младенчества, Фонд обеспечения детей красноармейцев и другие.
Декрет от 17 января 1918 года о комиссиях для несовершеннолетних отменил тюремное заключение и суды для детей обоего пола до 17 лет. Теперь они подлежали ведению комиссий о несовершеннолетних. Все судебные дела о детях, даже и законченные, подлежали пересмотру указанными комиссиями. Комиссии для несовершеннолетних находились в ведении Наркомата общественного призрения и включали представителей трех ведомств: общественного призрения, просвещения и юстиции. Комиссии могли освободить несовершеннолетних от наказания или направить в одно из "убежищ" Наркомата общественного призрения (сообразно характеру деяния). Детские дома находились в ведении Наркомата социального обеспечения (дети были приравнены к нетрудоспособным членам общества, пользовавшимся правом полного государственного обеспечения). Значительная часть их была объединена в так называемых детских городках в Малаховке (16 детских домов), Болшеве и др. В Даниловом монастыре был помещен московский детский коллектор.
В феврале 1919 г. при СНК был создан Государственный совет защиты детей под председательством А.В. Луначарского. В него входили представители наркоматов труда, социальной защиты и продовольствия. Одновременно действовала созданная в 1918 силами общественных деятелей, учителей и кооператоров Лига спасения детей, которая использовала для помещения детей учреждения здравоохранения, бывшие приюты, входившие в ведомство императрицы Марии, и создавала свои трудколонии.
В 1920 детские дома переданы в систему органов народного образования. К этому времени число сирот среди беспризорных составляло более 60 процентов.
Декретом от 4 марта 1920 года предписывалось Народному комиссариату юстиции помещать несовершеннолетних отдельно от взрослых преступников и создавать для подростков особые учреждения. В 20-х гг. сформированы закрытые детские колонии и трудкоммуны (в ведении НКВД). В качестве воспитательной меры несовершеннолетних можно было помещать в реформатории.
Начался голод. За два года (1920-22) количество беспризорных выросло на порядок. Дети-сироты составляли 70-80% от общего числа, и большинство их происходило из крестьян (до 40%). Среди беспризорных стало больше детей из зажиточных семейств — кулаков, инженеров и дворян. Основными способами добывания детьми пропитания стали криминальные — воровство, грабежи, спекуляция, проституция.
С 1921 сведения о детях-сиротах надо искать в материалах Деткомиссии при ВЦИК.
26 января 1924 года при ЦИК СССР создается Специальный фонд им. Ленина, организованный для помощи голодающим и беспризорным детям. 1925 год — в стране 200 тысяч беспризорников, из них 90 тысяч нуждаются в немедленной помощи. В детских домах 241 тысяча детей, что составляет 55% от общего числа сирот. Общества "Друзей детей" созданы в 17 губерниях, они имеют свои клубы, столовые, чайные, приюты. В 1930 году эти общества получили еще больше полномочий, а также всесоюзную поддержку — 30 ноября при ВЦИК и СНК РСФСР создается Всероссийское общество "Друг детей".
27 января 1921 была учреждена особая Комиссия по улучшению жизни детей (Деткомиссия при ВЦИК). В ее состав вошли представители ВЦСПС (центральных органов профсоюзов), наркоматов просвещения и рабоче-крестьянской инспекции, здравоохранения, ЦК комсомола, женотдела и отдела агитации и пропаганды ЦК РКП(б) и Всероссийской Чрезвычайной Комиссии по борьбе с контрреволюцией (ВЧК). В Государственном архиве Российской Федерации фонд 5207 — материалы Деткомиссии при ВЦИК. В том же году издан декрет об организации детской социальной инспекции, в задачи которой входили борьба с беспризорностью, правонарушениями и преступностью несовершеннолетних и защита от эксплуатации и плохого обращения с детьми. Детей переправляли под конвоем в менее пострадавшие губернии; направляли в больницы, другие зарождающиеся детские учреждения, активно раздавали под опеку в семьи "партийных советских рабочих и кандидатов" и даже в семьи зарубежных товарищей, в частности, в Словакию и Моравию. Только в Москве в 1920-1921 годах по семьям были расселены 24 тыс. бездомных детей. Часть подростков направлялась в музыкальные команды Красной Армии. В 1921 году 150 тыс. детей из голодавших губерний Поволжья через Деткомиссию были эвакуированы в более благополучные районы, более 200 тыс. были приняты на содержание частями Красной Армии, подразделениями ВЧК, профсоюзами, крестьянскими организациями. В том же году Деткомиссия при ВЦИК сотрудничала с фондом помощи норвежского полярника Фритьофа Нансена, а также с Американской организацией помощи (АРА), но в конце 1921 г. было сказано об активном использование АРА для разведки и подрывной деятельности, что привело к свертыванию ее деятельности в РСФСР.
Были созданы специальные детские учреждения: приемники-распределители (временного пребывания); детские дома; "коммуны" и детские "городки". Детские дома были рассчитаны на детей до 12-14 лет. Трудовые коммуны принимали подростков старших возрастов. Детские городки представляли собой объединение нескольких детских домов, школ, фабрично-заводских училищ (ФЗУ) с обслуживающей их инфраструктурой и подсобными учреждениями. Через 200 созданных в 1921 году приемников-распределителей, рассчитанных на прием от 50 до 100 детей одновременно, за год прошло более 540 тыс. детей.
В марте 1922 года создается дополнительный контрольный орган — Детская социальная инспекция при Отделе правовой защиты детей Наркомпроса. Она ведала не только вопросами беспризорности, но и защитой несовершеннолетних в семьях, на производстве и в детских учреждениях.
26 января 1924 года при ЦИК СССР создается Специальный фонд им. Ленина, организованный для помощи голодающим и беспризорным детям.
В 1925 году — в стране 200 тысяч беспризорников, из них 90 тысяч нуждаются в немедленной помощи. В детских домах 241 тысяча детей, что составляет 55% от общего числа сирот. Общества "Друзей детей" созданы в 17 губерниях, они имеют свои клубы, столовые, чайные, приюты. В 1930 году эти общества получили еще больше полномочий, а также всесоюзную поддержку — 30 ноября при ВЦИК и СНК РСФСР создается Всероссийское общество "Друг детей".
Цитата из работы Макаренко: "Беспризорные 1921-1924 годов уже давно исчезли... Наш теперешний беспризорный — это не продукт классового распада... Теперешний беспризорный — это прежде всего ребенок, потерявший семью. Причин этому много: более свободная форма семьи, отсутствие принудительного сожительства, более напряженное движение человека в обществе, большая загруженность отца и матери работой, отход женщины от семейной ограниченности, материальные и прочие формы противоречий".
С 1918 года по 1926 год усыновить ребенка было невозможно. В 1926 году был отменен запрет на усыновление, установленный в 1918 году. Пошла кампания по усыновлению детей, разгрузка детских домов. В Кодексе законов о браке, семье и опеке РСФСР 1926 года был узаконен фактический брак. Достаточными условиями для его признания были совместное проживание, ведение общего хозяйства, совместное воспитание детей. Кодекс дал право суду выносить решения об отбирании детей до 14 лет у родителей и передаче их органам опеки и попечительства, разрешил усыновление несовершеннолетних.