Социалистические мероприятия в экономике выразились в том, что промышленность и торговля были национализированы и находились в ведении специальных центральных органов под руководством Высшего Совета Народного Хозяйства (ВСНХ). На фабриках и заводах не было сырья, топлива и рабочей силы. Большинство квалифицированных рабочих было занято на различных ответпостах, а часть перебралась в деревню, спасаясь от голода.
Оставшиеся рабочие были связаны почти воинской дисциплиной. За каждое нарушение полагался штраф или даже арест. Из-за этого, а также из-за продовольственной проблемы возникали беспорядки и забастовки. Мелкая промышленность находилась в ведении губернских и уездных советов народного хозяйства. Производство во всех отраслях неуклонно падало.
Продукты сельского хозяйства население продавало неохотно. Без обмена на соль, спички, мыло и прочее ничего нельзя было получить. В нарушение существующих законов частная торговля широко и открыто практиковалась, денежные знаки при этом принимались в крайнем случае. Бесчисленное количество выпущенных бумаг совсем обесценило деньги, все предприятия и правительственные органы существовали за счет вновь выпускаемых дензнаков. Кредитные операции не велись, Государственный банк был упразднен.
Железные дороги работали плохо. Поезда ходили нерегулярно, подвижной состав находился в плачевном состоянии. Медицинская помощь в городах была недостаточной, в деревне почти отсутствовала, медикаментов не было. Бывшие частновладельческие имения находились в запустении, хотя в них и организовали совхозы. В общем, народное хозяйство было разрушено, улучшения ни в чем не замечалось.
Отделения ЕПО взяли на себя распределение хлеба и организацию столовых. Из-за трудностей с топливом нередки были перебои в хлебопечении, а столовые приходилось даже закрывать. К этому времени карточная система была введена еще не по всему Крыму, хотя продовольственная перепись прошла уже везде. Кое-где ЕПО организовали огороды, получив необходимый инвентарь от губсоюза. В Ялте и Бахчисарае в ведении ЕПО находились сады, а в Симферополе в ведение потребкооперации перешло снабжение детей молоком.
Из 15 горЕПО самым сильным было симферопольское (организовано в ноябре 1920 года). В правление вошло большинство членов правления существовавшего к тому времени рабочего кооператива «Товарищ». Образован был и наблюдательный комитет, который приступил к учету товаров, находящихся в кооперативе. Главной задачей было создание лавок-распределителей. Уже к 20 декабря 1920 года были готовы к открытию 20 распредов. К 1 февраля 1921 года число их достигло 83. С этого времени к потребобществам перешли хлебопечение, общественное питание и распределение продуктов. Симферопольское ЕПО имело 12 пекарен, 38 столовых (на довольствии ЕПО состояло свыше 15 000 едоков). К концу апреля было уже 33 пекарни и 91 столовая. С 1 февраля до 1 мая 1921 года было выпечено и распределено до 135 000 пудов хлеба и выдано пайков разными продуктами до 100 000 пудов.
В 1921 году в симферопольском ЕПО зарегистрировано 29 потребобъединений. Общий товарный фонд исчислялся в 500 млн. рублей (средства крайне недостаточные). Незначительным был и товарооборот. В целом тяжелое положение к концу года вынудило правление ЕПО начать сокращение штатов (с 800 человек – на 1 июля – до 90). Были закрыты товарообменный пункт, мыловаренный завод, обувная мастерская, несколько столовых.
4 августа 1922 года городская рабочая конференция постановила слить все кооперативы в один ЦРК. Осуществляя это объединение, все группы (к первым четырем добавилось еще две) отодвинули вопрос коммерческой выгоды слияния на второй план. В результате явилась необходимость покрытия дефицита одних кооперативов за счет излишков других. Это, разумеется, негативно отразилось на сводном балансе слившихся кооперативов. В сводном балансе в 40 000 рублей только 28% составляли реальные ценности, могущие служить оборотом. 72% составляли ценности неподвижные, условные или отрицательные (долги за разными лицами и учреждениями). Вот с такими средствами с августа 1922 года новый центральный рабочий кооператив «Товарищ» приступил к обслуживанию городского населения.
Зимой 1923 года ЦРК имел 3 хлебопекарни с выпечкой хлеба до 400 пудов в сутки, сапожную мастерскую с производством до 600 пар обуви в месяц, колхоз с обработанным садом, огород в 57 десятин.
Политика цен базировалась на принципе сохранения товарной ценности, т. е. расценке, предусматривающей продолжающееся падение курса рубля. Однако, благодаря минимальным организационным и прочим расходам, в среднем накидка не превышала 20%, причем цены против частного рынка всегда были ниже на 20-30%. Вытекающая из системы накидок на товары чистая прибыль на 1 января 1923 года выразилась в 3,5% к оборотному капиталу, при всех прочих расходах в 16,7%. В расходы входили 23% в страхком, 4% в профсоюзы, 1% на культпросветработу, разовые суммы на содержание подшефной войсковой части. Таким образом, недостаточная, в общем, разница с ценами рынка компенсировалась этими статьями расхода, направленными на общее улучшение положения народного хозяйства. Более ощутимое для потребителя удешевление продуктов могло произойти лишь при условии общего подъема экономики. Прежде всего необходимо было остановить падение рубля.
На всекрымской конференции рабочей кооперации 18 июня 1923 года были подведены некоторые итоги. Рабочие кооперативы Крыма имели на это время 17 000 членов, получавших продукты в 28 распределителях. Наиболее успешно действовал симферопольский кооператив «Товарищ», насчитывавший 5 780 членов.
В марте 1924 года симферопольская и севастопольская рабочая кооперация были включены в действительные члены Центросоюза. Это давало возможность получать фабрично-заводские товары от производителей, минуя посредников. Центросоюз установил симферопольскому ЦРК «Товарищ» постоянный кредит в 80 000 рублей золотом. Кроме того, был отпущен в кредит сроком на 75 дней вагон галантерейных и бакалейных товаров, а также вагон новой летней мануфактуры (аршин ситца стоил 30 копеек). Галантерейные и мануфактурные товары членам СЦРК продавались с рассрочкой уплаты на два месяца.
В марте 1924 года ЦРК «Товарищ» понизил в своих распределителях цены на все абсолютно товары и, получив в Госбанке с помощью Всекобанка? кредит в 20 000 руб. золотом, стал налаживать мясную торговлю.
Летом 1926 года СЦРК «Товарищ» отметил четвертую годовщину своей работы. Созданный из развалившегося местного ЕПО и потерпевших крушение потребительских объединений, «Товарищ» имел 102 членов и баланс в 40 000 рублей, из которых только 28% представляли реальную ценность. Собственных средств было не более 12 000 рублей, почти три года даже заемные капиталы в значительной степени находились в неподвижных ценностях.