Все копейки от 1547 до 2017 года

Талон 1 Копейка 1928 год.
Тельбесский Центральный рабочий кооператив.

Талон 1 Копейка 1928 год. Тельбесский Центральный рабочий кооператив
Тельбесский Центральный рабочий кооператив.
теги: [рабочий кооператив], [тельбес]

Тельбесский ЦРК находился в бывшем деревянном магазине купца Ермолаева (гурьевский купец, который торговлю в Кузнецке вел через управляющего).

У Г.И. Рогова в каталоге «Бумажные денежные знаки, выпущенные на территории Кемеровской области. 1918— 2006» (Кемерово, 2006) местом выпуска данных талонов указан поселок Тельбес. П.П. Лизогуб считает, что это ошибка:

«Вероятно, автора каталога ввело в заблуждение слово “Тельбесский”. На самом деле здесь объяснение следующее: после принятия правительством решения о постройке близ Кузнецка металлургического завода в 1928 году был создан “Тельбесстрой” (первоначально предполагалось, что Кузнецкий металлургический завод будет работать на тельбесской руде). Изыскательные работы в связи с планирующимся строительством проводил еще Копикуз. В Горной Шории, в районе реки Тельбес, были найдены значительные запасы железной руды. Вскоре в этот район проектируется и начинается строительство (подготовительные работы по трассировке, заливке бетонных путепроводов и т. д.) железной дороги — это так называемая Новостройка Кольчугинской железной дороги. Так что уже с этого времени Тельбес ”маячит” как синоним железорудного района. С середины 1920-х годов, когда уже советское правительство начинает рассматривать вопрос о строительстве здесь завода, Тельбес становится названием фактически всех южнокузбасских железных руд. Но тельбесские запасы после проведенных дополнительных изысканий оказались значительно скромнее и не «тянули» на полноценную подпитку рудой строящегося завода.

И вот в апреле 1929 года появляется новое название взамен прежнего — Кузнецкстрой. Одновременно с созданием Тельбесстроя возникает Тельбесский ЦРК — организация, в рамках которой рабочие и ИТР в эпоху тотального дефицита всего и вся могли гарантированно купить некоторые товары в магазинах, получить питание в столовых и т. п. Членами Тельбесского ЦРК были более половины рабочих и служащих строящегося комбината, а также члены их семей. Остальные состояли членами АКОРТа (Акционерного общества розничной торговли). У Тельбесского ЦРК была крупная сеть магазинов, лавок и столовых на площадке Кузнецкстроя, в Кузнецке и других формирующихся районах нового города.

Когда сменилось название — Тельбесстрой на Кузнецкстрой, Тельбесский ЦРК оставил себе прежнее название. Вот поэтому на талонах и стоит слово “Тельбесский”. А поселка Тельбес в тс время не существовало вообще (рудник там. только-только закладывался). Такие талоны могли выпускаться с 1928 года (времени образования Тельбесского ЦРК) до 1934 года (когда этот ЦРК был ликвидирован), но скорее всего относятся к 1930 —1932 гг. По предъявлении этих талонов отпускался товар во всех складских и торговых помещениях Тельбесского ЦРК. Имели хождение, как это сказано в тексте на самом талоне. “...только при внутренних расчетах между магазинами, лавками, ларьками и складами ЦРК”. Таким образом, это чисто новокузнецкие боны».

К сожалению, на сегодня известна только бона в 1 копейку. Талоны выпускались листами.

Если бы не было и этой боны, то вряд ли мы вообще знали бы об их существовании. Это дает право предполагать, что в то время на территории Кузнецка и Сталинска ходили и такие денежные знаки, о которых сегодня ничего не известно.

Выпускались ли реально эти боны, сказать трудно (возможно, планировались — раз есть бланки, но не выпущены — заполненных бон нет). Поэтому вопрос о типографиях, где печатались эти боны, пока остается открытым. Если все же выпускались, то, соответственно, это могло произойти в период действия Тельбесского ЦРК. Когда точно образовался этот ЦРК, данных нет, но, во всяком случае, это произошло до 1929 года. Вероятнее всего, в 1928 году появляются первые рабочие на площадке будущего завода (строительство поселка на Верхней колонии в г. Новокузнецке началось еще до выхода Постановления СТО в 1929 года — приказа о начале строительства Магнитки и Кузнецкстроя). Существовал этот ЦРК до 1934 года, когда и был ликвидирован (функции торговли отошли к «Сибторгу»).

По непосредственной деятельности этого рабочего кооператива можно привести такие данные (на 1 июня 1931 года): кооперацией обслуживались 72 491 человек (рабочих — 41 091, служащих — 1 954, иждивенцев — 12 399, детей — 17 047 человек).

Торговых точек на тот момент было 45, из них 13 магазинов (в том числе 1 универмаг, 4 смешанных магазина — один из них в Кузнецке, тот, что на фото), 18 лавок и 14 ларьков.

Также Тельбесский ЦРК занимался общественным питанием. На указанный период ЦРК владел 24 столовыми (7 общественных имели собственные кухни, а 17 цеховых являлись фактически раздаточными непосредственно на производстве). Из 7 общественных столовых 4 были закрытыми, то есть обслуживали только прикрепленный к ним контингент рабочих конкретного цеха или определенной категории служащих. Дислокация семи общественных столовых: Нижняя колония — № 2, № 4 (закрытые, обслуживали цеховые раздаточные), № 6; Верхняя колония — № 3; Садгород — № 10 (закрытая, для рабочих кирзавода), заводоуправление — № 13 (закрытая, для ИТР и других специалистов), Старый Кузнецк — № 1.

Ежемесячно в столовых ЦРК обслуживалось до 40 тысяч человек. Известны и жетоны, которыми пользовались в столовых Тельбесского ЦРК.

Из этого подробного описания сети магазинов и столовых Тельбесского ЦРК становится ясна область действия этого рабкоопа. Замдиректора по науке Новокузнецкого краеведческого музея П.П. Лизогуб утверждает: «Я уверен, что в поселке Тельбес никакого ЦРК не было. То, что на жетоне проставлено «Тельбес ЦРК» — это просто сокращение и ничего более. В конце концов, я могу допустить (и то с очень большой натяжкой), что в Тельбесе все-таки была одна-единственная лавка и одна столовая, входившие в систему кузнецкстроевского «Тельбесского ЦРК», как филиал для рабочих Кузнецкстроя, трудившихся на руднике, но это нисколько не меняет сути дела: Тельбесский ЦРК, правление которого располагалось на площадке Кузнецкстроя (включая Старый Кузнецк), обслуживал нужды Тельбесстроя и не имеет ничего общего с поселком Тельбес, кроме названия (совпадение названий, конечно, нельзя назвать случайным — “ноги растут” из одной идеи). Согласитесь, что “перетягивать” всю махину Тельбесского ЦРК из города в небольшой, по сути, поселок абсолютно неверно, да и бессмысленно. Зачем? Если ЦРК нужен именно для организации питания и снабжения рабочих, строивших (а затем и эксплуатировавших) завод».

Вернуться в каталог